Х Международный фестиваль «Созвездие мастеров»

                СОЗВЕЗДИЕ МАСТЕРОВ

X Международный фестиваль «Созвездие мостеров»

В 2006 году в целях сохранения и развития традиций Российской мастеровой школы создан Союз мастеров национальных музыкальных инструментов. Учредителями стали: Ростовская государственная консерватория          им. С. В .Рахманинова, Уральская государственная консерватория          им. М. П. Мусоргского, Астраханская государственная консерватория, ТПФ «Господин музыкант» и 000 «Мастера национальных музыкальных  инструментов». Это структурное изменение дало новый импульс развитию Союза мастеров. Регулярно проводятся закупки материалов для создания музыкальных инструментов: альпийская ель, карпатский клён, эбеновое дерево. Организовано производство качественной механики для всего семейства инструментов народного оркестра — от пикколо до контрабаса, крышек для механики с гравировкой по латуни. Союз мастеров является генеральным спонсором Международного фестиваля «Созвездие мастеров», проводит ежегодную выставку работ мастеров музыкальных инструментов и продукции фирм, изготавливающих струны, чехлы, комплектующие материалы для создания балалаек, гуслей и домр, дерево и многое другое, прилагает большие усилия, чтобы сохранять и развивать российские мастеровые традиции.

Русские народные музыкальные инструменты обладают неповторимыми тембровыми особенностями. Основы этого тембра в своем стремительном движении  первопроходца заложил  В. В. Андреев вместе с мастерами      B. В. Ивановым, Ф. С. Пасербским, С. И. Налимовым. Их талантливые последователи И. А. Зюзин, И. И. Галинис, C. И. Сотский, А. В. Токарев продолжили эту работу, создавая свои уникальные, узнаваемые тембры. Имеют своё лицо инструменты работы И. В. Емельянова, В. И. Хромова, В. Ф. Сержантова, М. А. Купфера. Сегодня свой фирменный стиль создали ведущие мастера народных инструментов В. Шустов, Ю. Игнатов, Е. Виноградов, Г. Смыгин, Е. Денисов, А. Макеев, Б. Валиуллин, отец и сын Епихины, В. Чудаев, начинают серьезно заявлять о себе братья Наумовы. Музыканты и педагоги заинтересованы в поисках своего мастера и благодаря ежегодным конкурсам они находят своих мастеров.

Кажется, совсем немного времени прошло с того момента, как было задумано провести первый фестиваль и конкурс мастеров балалайки и домры, и вот мы уже проводим X фестиваль. Фестиваль, который имеет свое неповторимое лицо, и который «стал главным ежегодным событием в жанре исполнительства на струнных народных инструментах и заметным явлением в творческой жизни страны». Эти слова принадлежат выдающемуся музыкальному деятелю Сергею Михайловичу Колобкову — художественному руководителю первых шести фестивалей.

В рамках фестиваля регулярно проводятся мастер классы ведущих мастеров, научно-практические конференции, где обсуждаются наши насущные проблемы сохранения и развития российской мастеровой школы. Что сохранять, а что развивать в национальных инструментах? Какие уникальные качества национальных музыкальнь[х инструментов нужно сохранить во времени? Конечно, нужно сохранять то, что характеризуют уникальность и неповторимость звучания балалайки и домры, ту специфическую окраску звука, свойственную только русским народным инструментам.

Мастеров-реставраторов музыкальных инструментов в регионах не так много. В основном они живут в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге. Но есть мастера и в Курске, Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, Красноярске, Харькове, Луганске, Владивостоке и многих других городах России. Собственно мастера есть там, где их ждут в муниципальных, городских, филармонических оркестрах, музыкальных учебных заведениях. В этом году приглашения на VIII Всероссийский конкурс мастеров балалайки и домры разосланы 123 мастерам, это не так уж и мало.

Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что ежегодный Всероссийский конкурс мастеров балалайки и домры стал реальной школой мастерства, где происходит обмен опытом, передача знаний молодым, высказываются новые идеи. Где мастера и музыканты в открытом заинтересованном разговоре ищут и находят пути сохранения традиций и становления современной российской школы мастеров музыкальных инструментов. Мастерами не рождаются — ими становятся. А в становлении мастера огромную роль играют музыканты. И мастерам нужен постоянный контакт и внимание со стороны музыкантов.

За прошедшие годы Фестиваль обрёл много друзей и помощников, людей неординарных, сильных в своем профессионализме и бескорыстии, понимающих, что от их практических шагов зависит успех дела. Наверное, только вот такие одержимые люди, мыслящие широко и не удовлетворенные существующим положением дел, могут, если и не изменить кардинально, то, во всяком случае, остро поставить задачу и привлечь внимание к проблемам сохранения и развития традиций национальной мастеровой школы. Будем надеяться, что за этим X Фестивалем последует, намеченный на февраль 2014 года XI фестиваль «Созвездие мастеров», и появится высококлассные инструменты, и афиша фестиваля будет пестреть именами известных и неизвестных исполнителей, и зал будет наполнен слушателями, переживающими за национальное искусство. Как лаконично говорил Сергей Михайлович Колобков: «Нужно работать. И будет результат».

Историю нельзя поторопить. Она имеет свой темп, ритм, размер. И каждый из нас как ноты в её игре. Одни звучат чисто, другие — фальшивят. Все мы играем свою партию в развитии нашего жанра — народной инструментальной музыки. Часто мы оглядываемся на других, на то, что их больше показывают на TV, они звучат по радио, а наш жанр до сих пор в тени. Жанр этот — это мы с вами и смотреть нужно на себя, на наш профессионализм, наши стремления и желания, на наш авторитет и востребованность.

                                                                   Валерий Гребенников, генеральный директор фестиваля

 

Добавить комментарий

WordPress SEO fine-tune by Meta SEO Pack from Poradnik Webmastera